1/14
МУЗЕИ БЕЛАРУСИ
ЦИФРОВЫЕ АРХИВЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Леся Пчелка
Европейский колледж Liberal Arts в Беларуси, VEHA
методология
На 16.10.2020 в реестре: 154 (+1 частный) музеев

анализ сайтов
проведение интервью

Закон "О музеях и музейном фонде Республики Беларусь"
— план-график 2017-2020 годы, предусматривал модернизацию и систему электронного учета музейных предметов, создание реестра музеев, внедрение новых технологий в экспозиционно-выставочную, культурно-образовательную деятельность.
В Государственном каталоге музейного фонда (ГКМФ РБ)
— 161.958 предметов

Оцифровка в музеях проводится
для достижения двух основных целей:

– автоматизации учета;
– перехода на новый уровень представления фондов.

Платформа «музеи Беларуси» адреса сайтов 245 институций (музеи и филиалы)

Ниже представлены данные только по музеям.
Филиалы имеют только типовые сайты с минимальной информацией.

сайт музея
типовой — 102*
специальный — 48
пустой — 4

Типовой: Брестская (12), Витебская (23), Гомельская (26), Гродненская (6), Минская (16), Могилевская (18), Минск (1)

Специальный: Брестская (8), Витебская (4), Гомельская (3), Гродненская (13), Минская (8), Могилевская (4), Минск (9)

Пустой: Гомельская (2), Гродненская (1), Минская (1)

онлайн архив
есть — 5
частично— 29
нет — 120

Есть: Брестская (1), Гродненская (1), Минск (3)

Частично:
Брестская (3), Витебская (4), Гомельская (3), Гродненская (6), Минская (7), Могилевская (1), Минск (5)

Нет:
Брестская (16), Витебская (21), Гомельская (26), Гродненская (13), Минская (18), Могилевская (20), Минск (6)

проблема
— отсутствие в каталоге инструментов для поиска и анализа размещеных данных

Преимущественно количественный метод, сохранения документов и объектов наследия. Не ориентирован на аудиторию и не интерактивен.

5 интервью
— Почему государственны музеи слабо представлены в цифровом пространстве?

1. Отсутствие дополнительного финансирования / инициативы. Вертикаль власти в принятии решений (план сверху).

2. Музеи не хотят виртуально демонстрировать предметы фонда считая, что после к ним не придут посетители.

ВЫВОДЫ
— Методы оцифровки, использования, хранения материалов практически не разработаны;

— Музеи осознают проблему, но пока не готовы размещать свои коллекции в общем доступе;

— Отсутствует единая программа систематизации и представления объектов в цифровом пространстве;

— Быстрое технологическое развитие требует непрерывного накопления знаний перевода и адаптации передового опыта.


рекомендации
— Обучение навыкам цифрового архивирования в рамках профессионального образования;

— Организация образовательных программ для сотрудников музеев;

— Доступность / написание учебных пособий на русском или беларусском языках;

— Разработка стандартизированных программ для определения способа цифровизации предмета фонда;

— Поощрение сотрудничества ГОС и НГО, разработка совместных проектов.


Кто должен заниматься сохранением?
— Вне зависимости от возраста и образования респондентов большинство отметило, что все беларусы несут ответственность за беларусскую культуру.
Данные опроса Baltic Internet Policy Initiative + Офис европейской экспертизы и коммуникаций.
СОЦИАЛЬНЫЕ АРХИВЫ
Инициатива работает с любительской архивной фотографией для сохранения визуальной истории Беларуси

В архиве более 1.600 тематических фотографий
(765 семейных фото-архива)
Сотрудничали с 19 государственными музеями Беларуси