публичная история
"Визуальная история повседневности"
Леся Пчелка
1/14
VEHA


Работаем с архивной фотографией снятой на территории современной Беларуси. Анализируя разные семейные архивы выбираем сюжеты, которые повторяться чаще других — так определяем тему и собираем коллекции. Мы создаем социальный архив, фокусируясь на истории повседневности
> 1000 человек приняли участие в проектах VEHA
veha.by
социальный архив
3 книги, 6 выставок, авторский курс "Книга Семьи"



VEHA
"НАЙЛЕПШЫ БОК"
Посцілкі былі важным элементам фатаграфіі беларусаў у міжваенны перыяд. Элементы тэкстыльнага інтэр'еру з'яўляюцца на для рэпрэзентацыі свайго жыцця іншым людзям з найлепшага боку. Яны маніфестуюць уяўленне аб прыгажосці сям'і ці супольнасці, да якога адносяцца фатаграфаваныя.
VEHA "ДЗЯВОЧЫ ВЕЧАР"
Вясельны вянок ствараўся ў вечар перад вяселлем дзяўчатамі якія разам рабілі ўпрыгожвання, спявая абрадавыя песні. Здымаючы вянок нявесты свякроў здымала «волю». Фрагменты становяцца абярэгам. Трансляваныя павер'і абрадавага вянка будуюцца выключна на камунікацыі паміж жанчынамі.
VEHA
"АПОШНІ ФОТАЗДЫМАК"
У калекцыях «Дзявочы вечар» і «Апошні фотаздымак» сабраны першыя сюжэты ў беларускай фатаграфіі «вяселле і пахаванне». Гэта два сакральных маманта ў паўсядзённым жыцці нашых продкаў найважнейшыя вехі
Сфотографируйте свой архив (непечатные фотографии, письма, открытки и тп.) и пришлите фотографию в наш чат.
Посмотрите фильм "Человек с киноаппаратом" советского режиссёра Дзиги Вертова, выпущенный на экраны в 1929 году.
Человек с киноаппаратом, 1929 г.
Дзига Вертов
История фотографии складывалась столь стремительно что научное осмысление этого феномена зачастую не успевало за темпами его развития. Исторически сложившаяся традиция исследования фотографии отражает существовавшую вплоть до второй половины XX века ситуацию неопределенности, места фотографии в культуре — между искусством, технологией, способом коммуникации и т.д.
/ "Повседневная фотография как объект научного исследования". М. Гурьева


Weronika Perłowska

/ Girls in peacetime want to dance
Знамя Победы над Рейхстагом (1945)
/ Евгений Халдей
интернет-мем
Анета Гжешиковска
/ Negative Book
Опишите свой архив (запишите текстом).
Используйте таблицу из презентации. Определите свою методологию / подход к описанию.
Прочитайте: "Фотография как архив" М. Гурьева
Посмотрите видео VEHA "Свадьба во время войны"
Камера-обскура /
IV в. до нашей эры
Камера-обскура / фото Aliaksandr Veledzimovich
«Вид из окна в Ле Гра»
— самая первая из гелиогравюр, которая считается первой в мире фотографией

Создана изобретателем Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826 году на пластинке, покрытой слоем битума
Иоганн Генрих Шульце
1687 - 1744
Немецкий учёный, открывший светочувствительность солей серебра (в 1724 году)
Жозеф Нисефор Ньепс
1765 - 1833
Французский изобретатель, создатель гелиографии и один из изобретателей фотографии
Луи Жак Манде Дагер
1787 - 1851
Французский художник, химик и изобретатель, один из создателей фотографии
Портретная фотография

/ Дагеротипия
Уильям Генри Тальбот
Изобрёл калотипию, впервые позволившую тиражировать фотоснимки путём получения на светочувствительном материале сначала негативного изображения, а затем неограниченного числа позитивных копий.
Джон Гершель
Изобрел цианотипию — старый способ монохромной фотографической печати, который давал отпечатки голубого оттенка.
Открыл растворяющее действие тиосульфата натрия на галоидное серебро, т. е. современный способ фиксации фотографических изображений
Фредерик Скотт Арчер
В 1851 первым опубликовал детальное описание процесса "мокрого коллодия". Изобретение не было запатентовано, представлено как «открытый дар всему миру». Этот процесс вытеснил как дагерротипию, так и калотипию и на 30 лет стал основным фотографическим процессом.
Желатиносеребряный фотопроцесс (сухой)

Технология разработана Ричардом Меддоксом в 1871 году и усовершенствована Чарльзом Кеннетом в 1878

Уже через год Джордж Истмен основал «Компанию сухих пластинок Истмена» Eastman Kodak

Целью Истмена была популяризация фотографии. В 1888 году появился фотоаппарат Kodak, в котором была заряжена плёнка на 100 кадров. Фотоаппарат с плёнкой стоил 25 долларов.
Kodak:
«Вы нажимаете кнопку — мы делаем остальное»


Abelardo Morell / Абелардо Морель


CAMERA OBSCURA
Marja Pirila /
Марья Пириля

Interior. Exterior
ФОТОГРАФИЯ КАК АРХИВ
Мария Гурьева
Создание визуальных каталогов.
Бесстрастное и точное копирование
реальности


«Материя больше не представляет интереса как видимый глазу объект, кроме как в качестве формы, с которой отливается образ. Дайте нам несколько фотографических негативов, на которых объект изображен с разных точек зрения, и больше нам ничего не нужно. Если угодно, от самого объекта можно избавиться» — Оливер Уэнделл Холмс, 1859 г.
К концу XIX в. была сформирована традиция создания архивов фотографии

Язык специализированной фотографии – это своеобразный код, набор правил, регламентирующих наличие определенной информации в изображении и облегчающих работу с этой информацией. Зритель же, узнавая в изображении специфический язык конкретного типа фотографии может предположить предназначение той или иной фотографии.
Достоверность, реалистичность
фотографии – понятие условное

Процесс создания фотографии предполагает субъективный подход в решении определенных вопросов: выбор темы, объекта, времени и места съемки; режима освещения; композиционное решение; количество отснятого материала.

Получившаяся в итоге фотография представляет образ объекта или явления в том виде, в котором они существовали в конкретный момент времени в конкретной точке пространства, заменяя этим статическим образом постоянное движение и изменение реальной жизни. Поэтому фотография может быть только иллюстрацией, но это далеко не то же самое, что репрезентация.
Архив как воплощение памяти

Главным источником и контекстом все возрастающего интереса к архиву, в том числе фотографическому, является актуальность вопроса исторической и культурной памяти.

Понимание значения любой фотографии как отражения современного культурного контекста и знака своего времени приводит к осознанию культурной ценности любой фотографии, не только официально признанной искусствоведческой традицией или представляющей интерес с точки своего документального содержания.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский
Фильм Леонида Парфенова «Цвет нации»
Найти в семейном архиве фотографию/сюжет для индивидуального проекта.

Чтение текста «Антропологический смысл фотографий семейного альбома» Круткина В.Л.
Визуальную антропологию обычно связывают с технической возможностью (фото, кино, видео) зафиксировать внешность, одежду, танцы и игры, обряды и ритуалы изучаемой культуры. Семейные альбомы содержат огромное число такого рода фотографических фиксаций. Но есть смысл не просто поддаться обаянию фотографии события, но сделать шаг в сторону, подвергнуть анализу само событие фотографирования.
Фотографирование создает и развивает свой опыт — опыт особого захвата мира. Сделав снимок праздничного застолья или семейства на пикнике, глава семейства непременно думал: «Вот теперь — порядок». Фотография медленно входила в повседневность, превращаясь в азарт — «все должно быть сфотографировано». Фотографируя предметы, человек простирал на них свою власть. В объем порядка в мире входило теперь и то, чтобы мир был фотографически отображен.
Посмотрите (архив, отпечатки) на то, что вы выбрали для работы: что вас мотивировало и заинтересовало?
ТЕЛЕСНАЯ ПАМЯТЬ
Телесная память выходит за пределы исторического сознания, оставаясь в тени бессознательных процессов.
— результат практического знания о прошлом
— имеет биологические границы, зависящие от особенностей ее носителя, продолжительности его жизни и способностей запоминания
— персональный опыт воспроизводства прошлого, уникальный и субъективный
Навыки полученные посредством прямого научения без абстракции школы

/ зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними
ФАКТ СУЩЕСТВОВАНИЯ РИТУАЛА



Мир согласован в отношении неких смыслов, (вне религии и идеологии) которые не проговорены, но, каждый раз подтверждаются, производимым нами актом


1932 г., д. Блеўшчыцы, Капыльскі р-н, Мінская вобл. Пахаванне. Архіў Аляксея Сергіені
что важно?
От чего вы получаете удовольствие в работе: от материала, от самого процесса творчества или от поиска идей? Может от общения с людьми? Выберите ваш приоритет и начните текст с него
Paper Moon

Традиция позировать сидя на луне стала популярной после первого удачного полёта братьев Райт в 1903 году. Подборки подобных ретро-фотографий часто озаглавливают «Бумажная луна», благодаря песни «It's Only a Paper Moon».

TEDDYBÄR

Jean-Marie Donat
(Жан-Мари Донат)


В начале 1920-х годов в берлинском зоопарке появились два белых медведя. Многие семьи отправились посмотреть на них, а дети хотели сфотографироваться с ребятами в медвежьих костюмах, которые завлекали отдыхающих напротив здания зоопарка.

Александр Михалкович
Прошлое умирает сегодня


Привлечение внимания к варварским методам современной реставрации, которые являются результатом советского прошлого, когда церкви превращались в танцевальные клубы и фермы животных. Своим художественным высказыванием автор пытается передать необходимость сакрального отношения к прошлому, коллективной памяти.

Эми Френд (Amy Friend)
"Dara alla Luce"


Название Dare alla Luce — итальянское выражение, оно означает «пролить свет».

Семейная история — личная и общая одновременно.
Эми скупает в интернете и собирает по друзьям старые фотографии и дарит им новую жизнь с помощью экспериментов со светом. Наполняя волшебством, чужие воспоминания.

Анастасия Маркеловова
PLEASE RETURN


«Пожалуйста, верните» история семьи английских аристократов — в случайно найденном на Шри-Ланке фотоархиве.

- На генеалогическом сайте Ancestry.com я наткнулась на некую Фрэнсис Форрест, искавшую информацию о своих предках — Растах.

Как передать визуальный опыт словами?

Ответьте на три основных вопроса:

- что мы видим?
- что это может значить ?
- что из этого следует?

Писать понятно, убедительно и образно

Задача — выработать собственное звучание, избегая банальностей, общих фраз и заумного сленга
Отсутствие связи
Напишите о том, какие моменты оказались для вас поворотными и что подталкивало вас к работе? Удачным решением будет подходящая, ясно изложенная и короткая история.
Запутанность
Специальные термины, в том числе онтология, эпистемология, метафизика, имеют вполне определенное значение. Используйте их умеренно и только при необходимости.
Затянутость
Длина может колебаться от размера твита до целой диссертации.
Все зависит от ваших предпочтений, но, как правило, чем короче, тем лучше (около 200 слов — в самый раз).
Напыщенность
Не нужно указывать читателю, что или как он должен думать, поэтому избегайте предложений, которые начинаются со слов: «Вы почувствуете, что...» или «Зритель всегда реагирует на...» — просто пишите о том, что вы делаете и думаете, не предвосхищая отклик.

Мое искусство исследует взаимоотношения между гендерной политикой/военно-промышленным комплексом/универсальностью мифа/тела и подражательным насилием/ постмодернистским дискурсом/нежеланными дарами/ этикой скейтборда. Под влиянием Деррида/Караваджо/ Кьеркегора и Майлса Дэвиса/Бакминстера Фуллера/ Джона Леннона новые вариации/комбинации/синергии синтезируются/генерируются/продуцируются на основе запланированных и случайных контактов/эксплицитных и имплицитных смыслов/имманентных и трансцендентных факторов.
Банальность
Прежде чем начать с шаблонной фразы «Мое исследование направлено на...», изучите множество других вариантов (или придумайте новый).
Скука
Будьте конкретны. Избегайте избитых метафор. Пользуйтесь емкими существительными и прилагательными, пишите образным языком.
Неестественность
Читатель улавливает фальшивые ноты и замечает оригинальность, ваши истинные мотивы и побуждения. Слова должны звучать искренне.
Бессодержательность
Некоторые художники считают, что письмо убьет их мысль. Но что в таком случае мешает сказать, почему вы приняли то или иное решение?
…я хотела делать простые некрашеные деревянные скульптуры для открытого пространства. Неподалеку от Национального собора в Вашингтоне есть резная деревянная скамья, потемневшая от времени до медово-коричневого цвета. «Она стоит под деревом и вполне может быть скульптурой», — подумала я прошлой весной, проведя рукой по ее чистой гладкой поверхности. Я уже давно размышляла о японском дереве и еще о том, что в простых материалах заключено нечто божественное. Однажды я решила работать со сталью и просто не смогла. Это было похоже на предложение пожениться от мужчины, который вам во всех отношениях подходит, но которого вы не можете полюбить. Я поняла, что люблю дерево.
СЛАБОСТЬ


Удостоверьтесь, что содержание совпадает с тем, что увидит зритель. Если письмо не является важной частью вашего проекта, уделяйте больше времени творчеству, чем его описанию.
Нет идеального совета, как делать снимки, и нет единственного способа писать о своих фотографиях. Но в этой статье есть много подсказок, которые помогут вам приступить к написанию текста. Это вовсе не так сложно, как кажется издалека. Пока вы пишете простым языком, остаетесь верным себе и сопротивляетесь разным соблазнам, таким как разъяснение, описание, арт-жаргон и бессмысленные обобщения, у вас все будет получаться.
Сергей Кожемякин

«Детский альбом», напечатано с пленок. «Голубые бабочки», 1992 год


IGOR SAVCHENKO

Отложенная встреча.
Долгожданное утоление неуёмной жажды света



Андреас Олесен / Andreas Olesen
ESTATE


Проект представляет собой серию фотографий анонимных негативов, помещенных на стекло и снятых на пленку на фоне современных ландшафтов. При этом негативы на результирующем изображении остаются аутентичными, обращаясь в позитивы, фон же становится негативным и расфокусированным


Nieves Mingueza
Remind me Family Album


Ньевес испанская художница, живущая в Лондоне, работает с аналоговой фотографией и коллажем. Ее характерная особенность использование винтажных и lo-fi камер, антикварных бумаг и книг, древесный уголь и минималистичные тексты. Она вдохновляется авангардным кино, сюрреализмом и минимализмом.
Юлия Борисова "Бегство на край"

"В своем проекте, мысленно обращаясь к теме первой волны русской эмиграции, я совмещаю старые фотографии и засушенные лепестки цветов. Разрушая первоначальные образы изображенных на фотографиях людей, я делаю их анонимными. Размышляя о том, как со временем из памяти стираются какие-то подробности и каждый раз, вспоминая прошлое, мы создаем "картинку" по-новому, какие-то детали заменяя другими, я пытаюсь то же самое сделать с изображением. Таким образом, я также пытаюсь добиться соединения современного пространства с рассказываемой историей".

Julian Germain
For every minute you are angry you lose sixty seconds of happiness


8 лет тихого существования Чарльза Снеллинга, пожилого человека, живущего в одиночестве в небольшом доме в Портсмуте (Англия), показаны рядом со страницами из семейного фотоальбома Снеллинга.

На следующей встрече

Вы покажите и расскажите —
арт-проект с использованием архивной фотографии
Первые манипуляции с изображением
(1861)



Известный портрет Линкольна в полный рост — фотомонтаж. От президента на нём только голова, а всё остальное, включая интерьер кабинета, скопировано с портрета бывшего вице-президента Джона Колдвелла Кэлхуна. По иронии судьбы, Кэлхун был ярым сторонником рабовладельческой политики и образования Конфедерации южных штатов.

Сделавший коллаж художник проявил внимание к деталям: на портрете Кэлхуна левая рука лежит на документах о свободной торговле и суверенитете, а та же рука Линкольна — на конституции.
Kat Kapo

Серия Kabinettkarten состоит из портретов 19-го века с элементами ручной росписи. Характеристики лица скрыты узорами. Личность людей скрывается, интерпретируется и переносится в современную эпоху.

Sara Davidmann
Ken. To be destroyed

"В 2011 году я унаследовали письма и фотографии, принадлежащие нашему дяде и тете (Кену и Хейзел Хьюстон) от нашей матери Одри Дэвидманн. Вскоре после того, как они поженились, выяснилось, что Кен транссексуал. В контексте британского брака в 1950-х годах это неизбежно оказало глубокое влияние, как на их собственные отношения, так и на отношения с другими".

Santu Mofokeng

The Black Photo Album, Look at Me


Каждое изображение было заказано городскими чернокожими работниками, семьями среднего класса в Южной Африке в период между 1890 и 1950 годами, когда правительство укрепляло свою позорную политику по отношению к тем, кого называли «туземцами».

"В поисках моего отца"
Наталья Резник

Это история о том, чего никогда не было. Все, что осталось у Натальи от отца, которого она не видела с трех лет, – это несколько общих родительских снимков из фотоавтомата, где его лицо практически не разглядеть. Эта попытка собрать образ отца из осколков, найти его на грани реальности и вымысла.

"Это очень личный проект, созданный на грани documentary-fiction, где мамины мечты — реальны, а моя память, созданная на их основе — фиктивна".