леся пчелка



Археология фотографии



Курс: Визуальная история
повседневности

1/14
Камера-обскура /
IV в. до нашей эры
Aliaksandr Veledzimovich
«Вид из окна в Ле Гра», 1826 год
старейшая сохранившаяся фотография
Иоганн Генрих Шульце
1687 - 1744
Немецкий учёный, открывший светочувствительность солей серебра (в 1724 году)
Жозеф Нисефор Ньепс
1765 - 1833
Французский изобретатель, создатель гелиографии и один из изобретателей фотографии
Луи Жак Манде Дагер
1787 - 1851
Французский художник, химик и изобретатель, один из создателей фотографии
Портретная фотография / Дагеротипия
Уильям Генри Тальбот
1800 - 1877
Изобрёл калотипию, впервые позволившую тиражировать фотоснимки путём получения на светочувствительном материале сначала негативного изображения, а затем неограниченного числа позитивных копий.

Гемфри Дэви - подсказывает более чувствительное к свету соединение серебра

Джон Гершель
1738 - 1822
Изобрел цианотипию — старый способ монохромной фотографической печати, который давал отпечатки голубого оттенка.

Открыл растворяющее действие тиосульфата натрия на галоидное серебро, т. е. современный способ фиксации фотографических изображений
Фредерик Скотт Арчер
1813 - 1857
В марте 1851 года Арчер первым опубликовал детальное описание процесса, получившего название «мокрого коллодия».

Изобретение не было запатентовано и было им представлено как «открытый дар всему миру». Этот процесс вытеснил как дагерротипию, так и калотипию и на 30 лет стал основным фотографическим процессом.
Abelardo Morell / Абелардо Морель
Marja Pirila / Марья Пириля. Серия Interior/Exterior
Человек с киноаппаратом, 1929 г.
Дзига Вертов
Фотография – первое из «технических искусств»





Вернакулярная фотография как объект исследования




«Эта экспериментальная работа направлена к созданию подлинно международного абсолютного языка кино на основе его полного отделения от языка театра и литературы»

Человек с киноаппаратом
1929 г.


«Эта экспериментальная работа направлена к созданию подлинно международного абсолютного языка кино на основе его полного отделения от языка театра и литературы» — Дзига Вертов.
Глаз человека в который устанавливается работающий киноаппарат с объективом Carl Zeiss

Согласно оригинальной концепции Вертова, объектив кинокамеры он считал новым способом для человека увидеть мир. Новым, потому что «киноглаз» казался режиссеру более совершенным «инструментом» восприятия, чем глаз человеческий.
Ливай Хилл
1816 - 1865
Разработавший, по собственному утверждению, первый в истории цветной фотографический процесс «гелиохромия», 1853 год.
Джеймс Клерк Максвелл
1831 - 1879
«Ленточка из шотландки» — разноцветное изображение, полученное с помощью трёх светофильтров — синего, зелёного и красного — и продемонстрированное 17 мая 1861 года. *RGB
Луи Артюр Дюко дю Орон
1837 - 1920
Создатель способа печати цветных гравюр, применяемого до настоящего времени. 23 ноября 1868 года запатентовал «трихромию». *CMYK
Желатиносеребряный фотопроцесс (сухой)

Технология разработана Ричардом Меддоксом в 1871 году и усовершенствована Чарльзом Кеннетом в 1878

Уже через год Джордж Истмен основал «Компанию сухих пластинок Истмена» Eastman Kodak

Целью Истмена была популяризация фотографии. В 1888 году появился фотоаппарат Kodak, в котором была заряжена плёнка на 100 кадров. Фотоаппарат с плёнкой стоил 25 долларов.

Kodak:
«Вы нажимаете кнопку — мы делаем остальное»



Сергей Михайлович Прокудин-Горский
Фильм Леонида Парфенова «Цвет нации»
Мария Гурьева
Создание визуальных каталогов. Бесстрастное и точное копирование реальности
«Материя больше не представляет интереса как видимый глазу объект, кроме как в качестве формы, с которой отливается образ. Дайте нам несколько фотографических негативов, на которых объект изображен с разных точек зрения, и больше нам ничего не нужно. Если угодно, от самого объекта можно избавиться» — Оливер Уэнделл Холмс, 1859 г.
К концу XIX в. была сформирована традиция создания архивов фотографии

Язык специализированной фотографии – это своеобразный код, набор правил, регламентирующих наличие определенной информации в изображении и облегчающих работу с этой информацией. Зритель же, узнавая в изображении специфический язык конкретного типа фотографии может предположить предназначение той или иной фотографии.
Достоверность, реалистичность
фотографии – понятие условное
Процесс создания фотографии предполагает субъективный подход в решении определенных вопросов: выбор темы, объекта, времени и места съемки; режима освещения; композиционное решение; количество отснятого материала. Получившаяся в итоге фотография представляет образ объекта или явления в том виде, в котором они существовали в конкретный момент времени в конкретной точке пространства, заменяя этим статическим образом постоянное движение и изменение реальной жизни. Поэтому фотография может быть только иллюстрацией, но это далеко не то же самое, что репрезентация.
Архив как воплощение памяти

Главным источником и контекстом все возрастающего интереса к архиву, в том числе фотографическому, является актуальность вопроса исторической и культурной памяти.

Понимание значения любой фотографии как отражения современного культурного контекста и знака своего времени приводит к осознанию культурной ценности любой фотографии, не только официально признанной искусствоведческой традицией или представляющей интерес с точки своего документального содержания.
Визуальная история повседневности




Визуальная культура – что мы оставим после себя?




Мария Гурьева
Архив – это способ структуризации информации, ее существования, ее восприятия
Современное состояние фотографического архива, это переходное состояние архива от хранения к свободной передаче данных (трансмиссии), являющееся частным случаем аналогичного явления в культуре вообще: перехода от «культуры, ориентированной на хранение информации, к культуре, ориентированной на ее передачу»
Существования архива — стирание границ между частным и публичным

Дигитализация архивов не только делает их более легкодоступными, но и одновременно стирает границы между «художественной» фотографией и прочими, изначально менее ценными изображениями, что, в свою очередь, способствует «переходу парадигмы от классической истории искусств к дискурсу визуальной культуры»
Найти в семейном архиве фотографию/сюжет для индивидуального проекта.

Чтение текста «Антропологический смысл фотографий семейного альбома» Круткина В.Л.
Визуальная история повседневности




Что такое «повседневное событие»?




Память тела, следы прошлого и исторический опыт
Повседневная историческая культура транслируется через образцы поведения, ее ценности стабильно воспроизводятся, но менее всего осмысливаются
ТЕЛЕСНАЯ ПАМЯТЬ

- результат практического знания о прошлом
- имеет биологические границы, зависящие от особенностей ее носителя, продолжительности его жизни и способностей запоминания
- глубоко персональный опыт воспроизводства прошлого, уникальный и субъективный

Телесная память выходит за пределы исторического сознания, оставаясь в тени бессознательных процессов.

д.Субботники (Ивьевского района, Гродненской обл.) 1952 год
Навыки полученные посредством прямого научения / без абстракции школы


Наглядно-образное мышление — зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними
тихие практики невидимых людей
Быть свидетелями, безучастными наблюдателями социальных процессов

"Это было навсегда, пока не кончилось: Последнее советское поколение" Алексей Владимирович Юрчак

Исследования советской реальности осуществляются и распространяются в контекстах, где политический, нравственный и культурный смысл понятия «советский субъект» приобретает заведомо негативный оттенок, а понятие «сопротивление», наоборот, заведомо романти­зируется.
ТКАНЬ ПОВСЕДНЕВНОСТИ



— память тела
— большая временная протяженность
— те, кто ее производят
— обыденные навыки и знания
— жизненный мир


1960-1980 гг., Дзяржынск, Мінская вобл. Фатограф Іван Шабалінскі. Беларускі дзяржаўны архіў кінафотафонадакументаў.
маркетинг событий
Интерес к событию и последующему его копированию и тиражированию, включено в информационный обмен и товарооборот и может быть сознательно спровоцирован

Стереотипы массовой и популярной культуры формируют предпочтения, фольклоризуемые в сюжетных инновациях повседневного дискурса

Всякое событие перестало быть локальной и неповторимой сингулярностью. Образ может быть сохранен и воспроизведен большим тиражом в зависимости от интереса аудитории
ФАКТ СУЩЕСТВОВАНИЯ РИТУАЛА



Мир согласован в отношении неких смыслов, (вне религии и идеологии) которые не проговорены, но, каждый раз подтверждаются, производимым нами актом


1932 г., д. Блеўшчыцы, Капыльскі р-н, Мінская вобл. Пахаванне. Архіў Аляксея Сергіені
Визуальная история повседневности




Как писать о фотографии?




Начать писать до того, как закончен весь проект
Посмотрите на то, что вы уже сделали:
на снимки, их описание, подумайте, что вас мотивировало и заинтересовало.
Гильда Уильямс «Как писать о современном искусстве»

Как передать визуальный опыт словами?

Ответьте на три основных вопроса:
- что мы видим?
- что это может значить ?
- что из этого следует?
быть понятым
Писать понятно, убедительно и образно.

Задача — выработать собственное звучание, избегая банальностей, общих фраз и заумного сленга.
Мое искусство исследует взаимоотношения между гендерной политикой/военно-промышленным комплексом/универсальностью мифа/тела и подражательным насилием/ постмодернистским дискурсом/нежеланными дарами/ этикой скейтборда. Под влиянием Деррида/Караваджо/ Кьеркегора и Майлса Дэвиса/Бакминстера Фуллера/ Джона Леннона новые вариации/комбинации/синергии синтезируются/генерируются/продуцируются на основе запланированных и случайных контактов/эксплицитных и имплицитных смыслов/имманентных и трансцендентных факторов.
Банальность
Прежде чем начать с шаблонной фразы «Мое исследование направлено на...», изучите множество других вариантов (или придумайте новый).
Скука
Будьте конкретны. Избегайте избитых метафор. Пользуйтесь емкими существительными и прилагательными, пишите образным языком.
Неестественность
Читатель улавливает фальшивые ноты и замечает оригинальность, ваши истинные мотивы и побуждения. Слова должны звучать искренне для вас самих.
Бессодержательность
Некоторые художники работают по наитию и считают, что письмо убьет их мысль. Но что в таком случае мешает сказать, почему вы приняли то или иное решение?
…я хотела делать простые некрашеные деревянные скульптуры для открытого пространства. Неподалеку от Национального собора в Вашингтоне есть резная деревянная скамья, потемневшая от времени до медово-коричневого цвета. «Она стоит под деревом и вполне может быть скульптурой», — подумала я прошлой весной, проведя рукой по ее чистой гладкой поверхности. Я уже давно размышляла о японском дереве и еще о том, что в простых материалах заключено нечто божественное. Однажды я решила работать со сталью и просто не смогла. Это было похоже на предложение пожениться от мужчины, который вам во всех отношениях подходит, но которого вы не можете полюбить. Я поняла, что люблю дерево.
Отсутствие связи
Напишите о том, какие моменты оказались для вас поворотными и что подталкивало вас к работе? Удачным решением будет подходящая, ясно изложенная и короткая история.
Запутанность
Специальные термины, в том числе онтология, эпистемология, метафизика, имеют вполне определенное значение. Используйте их умеренно и только при необходимости.
Затянутость
Длина может колебаться от размера твита до целой диссертации. Все зависит от ваших предпочтений, но, как правило, чем короче, тем лучше (около 200 слов — в самый раз).
Напыщенность
Не нужно указывать читателю, что или как он должен думать, поэтому избегайте предложений, которые начинаются со слов: «Вы почувствуете, что...» или «Зритель всегда реагирует на...» — просто пишите о том, что вы делаете и думаете, не предвосхищая отклик.

что важно ?
От чего вы получаете наибольшее удовлетворения в своей работе: от материала, от самого процесса творчества или от поиска идей? Может от общения с людьми? Выберите ваш приоритет и начните текст с него.
СЛАБОСТЬ


Удостоверьтесь, что содержание совпадает с тем, что увидит зритель. Если письмо не является важной частью вашего проекта, уделяйте больше времени творчеству, чем его описанию.
Ваша задача — создать яркий текст, который будет:

- привлекать интерес к вашему творчеству;
- правдиво отражать ваше искусство и ваши интересы;
- стимулировать вашу мысль в дальнейшем;
- рассказывать о том, что вы сделали.
Это вовсе не так сложно, как кажется издалека. Пока вы пишете простым языком, остаетесь верным себе и сопротивляетесь разным соблазнам, таким как разъяснение, описание, арт-жаргон и бессмысленные обобщения, у вас все будет получаться.